Разобрали на атомы искусство стрит-арта на фестивале «Графит Науки»
03 августа

Разобрали на атомы искусство стрит-арта на фестивале «Графит Науки»

3 августа Информационный центр по атомной энергии (ИЦАЭ) Новосибирска организовал сорок второе научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы». Кураторы, художники и организаторы фестиваля «Графит Науки 2019» рассказали о феномене уличного искусства.

Художник, участник российской художественной арт-группы «Синие носы», Вячеслав Мизин описал своё видение качественного стрит-арта и рассказал о близких ему течениях. «В истории с художниками ничего неожиданного нет, даже с теми, кто занимается граффити. Если художник без таланта, то и произведения его будут плохими. Талантливые художники создают талантливые произведения. Я сделал небольшую подборку, в которой хотел показать: художник должен быть талантлив, или хотя бы честен, или хотя бы трудолюбив. А также он должен иметь свой талантливый графический проект. В Сибири художников, работающих с проблематикой граффити, достаточно много: Дамир Муратов, Василий Слонов, Александр Колпаков, Наталья Юдина. Они все представляют сибирский иронический концептуализм. Их работы имеют непосредственное отношение к граффити, когда ясное, лаконичное высказывание (текстовое, визуальное, орнаментальное) завораживает».

Пётр Жеребцов, куратор Городского Центра Изобразительных Искусств, подробно показал на примерах, что называется искусством в общественном пространстве, которое появилось. когда жёсткие формы, изобретённые искусством двадцатого века, стали выходить за пределы галереи. «Обычные формы паблик-арта, которые мы встречаем в странах с высоким уровнем жизни, где есть специальные дотации для художников, это конвенциональные формы: то, что приемлемо и может быть отчасти критично, но всегда находится в рамках. Такие проекты часто очень дорогие, привлекают гигантское внимание туристов, попадают на все открытки, работают на маркетинг территорий и так далее. Что-то подобное сделали в Перми в 2011 году — знаменитые ворота из брёвен, на идею которых художника вдохновил традиционный сплав древесины по Каме».

Зося Леутина, художник—график, художник—муралист, один из организаторов фестиваля научного стрит арта «Графит Науки», подняла важную тему взаимодействия с социумом. Эксперт поделилась собственным опытом, как именно влияет на деятельность художника представление общества о том, что считается красивым. «Фестиваль «Графит Науки» никак не связан с вызовом обществу. Он про популяризацию науки. Когда мы придумывали его, то не подразумевали какую-то яркую проблематику. Но, занимаясь стрит-артом. художник всегда оказывается в ситуации, когда его действия оцениваются, вызывают эмоциональную реакцию. Первый вопрос, который возник у жителей Академгородка во время прошлого фестиваля, был такой: почему деньги тратятся не на благоустройство, а на то, что художники рисуют картинки? И это неоднозначный вопрос: насколько благоустройство важнее красоты? У каждого свой ответ. Однако, если жители считают изображения красивыми, то по умолчанию считают их профессиональными, разрешёнными и приемлемыми».

По словам Леутиной, многие люди воспринимают активный стрит-арт как навязывание им позиции художника. «Чем сильнее цепляет картинка, тем сильнее возникает необходимость подумать, как ты относишься к этой картинке. Восприятие стрит-арта помогает лучше понять, что вы на самом деле любите. Ведь если вокруг только серые стенки, вы не можете этого понять».