Вулканы и вулканологи: Павел Плечов в Новосибирске
12 июня

Вулканы и вулканологи: Павел Плечов в Новосибирске

Лекция Павла Плечова «Вулканы и вулканологи», организованная ИЦАЭ Новосибирска, состоялась 12 июня в книжном магазине «Плиний Старший». Директор Минералогического музея им. А.Е. Ферсмана РАН, доктор геолого-минералогических наук впервые выступил в Новосибирске с открытой лекцией.

Отталкиваясь от названия книжного, профессор РАН начал выступление с рассказа о Плинии Старшем, погибшем в 79 году во время извержения Везувия. В честь римского ученого подобный тип извержения вулканологи называют плинианским. По словам Плечова, картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» не имеет ничего общего с реальностью: город засыпало не камнями, а вулканическим пеплом, и те, кто не покинул Помпеи, задохнулись от ядовитых газов. «Все патриции успели эвакуироваться, в домах оставались только рабы и домашние животные, — отметил Павел Юрьевич. — Это мы с вами сейчас считаем, что все люди — люди. С точки зрения древних римлян человеческих жертв в Помпеях не было вообще». Он напомнил, что извержения не только несут разрушения, но и приносят пользу человечеству: вулканы были основным поставщиком газов в атмосферу на протяжении всей геологической истории.

Объяснив явление вулканизма и описав способы предсказания извержений (сейсмическая активность, например, начинается за два-три месяца), Павел Плечов рассказал о своей прошлогодней поездке в США. За десять дней он объехал с коллегами несколько вулканов и кальдер, включая Йеллоустонскую, ставшую широко известной после фильмов «Супервулкан» и «2012». «Последнее извержение произошло 640 тысяч лет назад, человек уже существовал и как-то выжил. Ну, часть первобытных людей выжила точно». При том извержении произошел выброс 1000 км³ магмы, сообщил Павел Юрьевич, добавив для сравнения, что объем всех жилых и нежилых помещений в Москве составляет всего 0,4 км³. «Журналисты любят расспрашивать о Йеллоустоне, а на Южной Камчатке есть кальдера не меньше, — сказал Плечов. — Но о ней мы почти ничего не знаем, в Российской Федерации нет вулканологической службы».