Семиклассники-декабристы: Вадим Полюга прочитал в ИЦАЭ лекцию об игровых модулях
17 апреля в Информационном центре по атомной энергии в Новосибирске состоялась открытая лекция «Игровое моделирование как основа образования в XXI веке». Своим опытом с учителями поделился Вадим Олегович Полюга, заместитель директора по ИКТ образовательного центра «Горностай» (гимназия № 6), преподаватель Новосибирского технического госуниверситета и руководитель проекта «Сибирский инжиниринговый инкубатор» («И-Куб»).
Вадим Полюга начал встречу с вопроса «Зачем нужна школа?» Подготовка к поступлению в вуз — да, формирование базы знаний — конечно. Только главное предназначение школы, по словам лектора, заключается в подготовке человека к взрослой жизни. К сожалению, российские школьники часто «учатся ради школы, а не ради жизни». Место размышлений в их жизни занимает зубрёжка. «Любой вопрос на стыке наук вызывает у них ступор. Они могут правильно ответить на закрытый вопрос и не справляются с открытыми задачами. А жизнь ведь не состоит из одних дисциплин», — напомнил Полюга.
Проблема в том, что ученикам неинтересно учиться, но ведь и «интерес на пустом месте не возникнет». Им необходимо экспериментальное пространство, где они применяли бы знания на практике, не ограничиваясь выучиванием готовых решений. Удержать интерес к обязательной программе, вовлекать учеников в занятия науками и воодушевлять их на самообразование можно с помощью игровых школьных модулей, считает Вадим Полюга, уже несколько лет внедряющий такую систему в образовательных учреждениях.
В качестве примера лектор привел игровой модуль «Декабристы». Его сюжет начинается в Париже 1815 года (герои только что победили Наполеона и воодушевленно обсуждают, каким будет их XIX век) и заканчиваются на Сенатской площади, причем исход событий может быть не таким, как в учебниках. Примеряя роли будущих декабристов, школьники в течение трех часов (разумеется, после обычных уроков) разрабатывают политические позиции, проектируют социальные преобразования, привлекают сторонников, «убивают» противников аргументами и защищают свое видение будущего Российской империи.
«Игроки глубоко погружаются в исторический контекст, учатся планировать, работать в команде, организовывать совместную деятельность, вести содержательную полемику и строить гипотезы». Вадим Полюга подчеркнул, что «ценность в том, что довольно быстро мы им там уже не нужны». В живом общении у детей формируются междисциплинарные компетенции, которые востребованы в современной жизни. Образовательная технология вдохновляет их на изучение школьной программы: «Я учусь, чтобы выигрывать».
Еще одной ступенью на пути к школе, отвечающей вызовам XXI века, по словам Вадима Полюги, являются IT-мастерские, «это максимально приближенная к реальности модель». Работодатель ставит участникам конкретную задачу (например, создать виджет на сайт), и они в течение месяца ищут способы решения вместе с кураторами, менеджерами проекта и экспертами. «К моменту выпуска у них уже есть опыт профессиональной деятельности, опыт взаимодействия с работодателем, даже какие-то уже заработанные деньги. Теперь им проще выбирать вуз, который будет их развивать», — отметил Полюга.
Педагогов, пришедших на лекцию в ИЦАЭ, заинтересовала возможность развития детей с помощью игровых школьных модулей. Учитель начальных классов негосударственной школы «Аврора» Надежда Юльевна Костина выразила сожаление, что «декабристом» можно стать, по словам лектора, начиная с седьмого класса. Учитель физики вечерней общеобразовательной школы № 1 Ольга Анатольевна Борисова предположила, что Вадим Олегович Полюга и его коллеги работают, наверное, только «с какими-то специальными умными детьми». Полюга ответил, что такие технологии могут тиражироваться в любых учреждениях: «И для нас как раз важно, чтобы эта вещь могла присваиваться школами и развиваться внутри них». По его словам, ежемесячные игры и ежеквартальные мастерские проводятся не только в «Горностае». А еще в ближайшие месяцы разработчики намерены сделать модули, связанные с обучением юриспруденции и журналистикой: запрос на это уже есть.