«Разберем на атомы»: Квантовая телепортация, бродячие муравьи и пауза свободы
Информационный центр по атомной энергии открыл 23 сентября новый сезон научно-популярного ток-шоу «Разберем на атомы» встречей, посвященной дорожным пробкам. Тем самым, что стали причиной опоздания в кабаре-кафе «Бродячая собака» некоторых зрителей. Зато все три эксперта — психолог Анна Бердникова, физик Алексей Иваненко и биолог Иван Яковлев — подготовились к ток-шоу основательно, поэтому и приехали заблаговременно.
Специальным партнером «Разберем на атомы» впервые выступил Яндекс. Региональный представитель компании Ольга Молодан озвучила информацию аналитического центра Яндекс. Пробок о самых аварийных местах в городе, самых продолжительных заторах за последние 100 дней и самых проблемных с точки зрения пробок днях недели. По данным Яндекс. Пробок, каждый новосибирец, место работы которого расположено не менее чем в 10 км от его дома, из-за пробок теряет 27 минут в день, а в год, таким образом, почти пять суток, сообщила Молодан: «Пять дней чистого времени, которые вы, продолжая ездить на работу, могли бы потратить на что-то другое».
Заведующая кафедрой педагогики и психологии образовательного центра «Горностай», кандидат филологических наук Анна Бердникова предложила рассматривать пробку как микрокосм, как модель социума: «Это место, где встречается самое широкое разнообразие всех возможных человеческих типов. Взаимоотношения в пробке регулируются точно так же, как в более широком социуме». При этом поведенческие реакции в пробке являются гипертрофированными по сравнению с привычной ситуацией: всё-таки дорога — опасное место, как для водителей, так и для пешеходов.
Готовясь к выступлению, психолог не обращалась к гендерным стереотипам про женщин за рулём: «Больших различий, на мой взгляд, в этом плане нет. Скорее, можно говорить, что большее значение имеют типологические особенности. Флегматичный шизоид будет заметнее отличаться от истероидного эпилептоида и в широком социуме, и в микрокосме пробки, согласитесь?» По словам Бердниковой, для достижения комфортного состояния в пробке людям следует относиться к ней как к «паузе свободы» (термин Виктора Франкла), как к возможности: «Это время, которое можно занять чем-то еще».
«Дать оригинальные ответы на поставленные вопросы и решить проблемы пробок» может лазерная физика, смело заявил кандидат физико-математических наук Алексей Иваненко, научный сотрудник лаборатории лазерной физики и инновационных технологий научно-исследовательской части НГУ. «Первое, конечно, что приходит в голову, — можно взять лазер и испарить впереди стоящий автомобиль, проредить пробку, разрядить обстановку на дороге». Для полного уничтожения промышленным лазером автомобиля Daewoo Matiz («Для простоты эксперимента будем считать, что он полностью состоит из алюминия») при определенных характеристиках понадобится не больше 15 минут, подсчитал физик.
«Но есть обстоятельства, которые мешают таким образом использовать лазер на дороге. Они описаны в статьях. Это статьи 105 и 167 Уголовного кодекса РФ», — предупредил Иваненко, вызвав смех в зале. Справиться с пробками ученые также могут, научившись телепортироваться: «Уже сегодня мы можем пересылать информацию. Но, может быть, в будущем квантовая телепортация даст ответ, как телепортировать человека. Пока же она, как минимум, дает надежду на то, что у нас будут построены очень быстрые квантовые суперкомпьютеры с мгновенной передачей информации». Физик заключил, что избегать пробок лучше одним из двух способов — или ходить пешком, или ездить на велосипеде.
Кандидат биологических наук, научный сотрудник Института систематики и экологии животных СО РАН Иван Яковлев провел аналогии между поведением людей в пробках и движением больших групп животных, птиц и насекомых. Например, бродячие муравьи («Мы же находимся в „Бродячей собаке“!»), чтобы пересечь препятствия, строят живые мосты из самих себя. Организованное движение на тропе они создают, ориентируясь на «феромоновую разметку» и снижая скорость при приближении к другим муравьям, чтобы избежать столкновений. Саранча собирается в огромную стаю, соблюдая два правила — так же привлекать сородичей феромоном и кусать того, кто перед ней в строю, поедая его.
«У рыб есть инстинктивное стремление к темноте, чтобы находиться в укрытии. Во время экспериментов с рыбкой золотистый шайнер было установлено, что одна особь реагирует на свет, но не способна следовать за тенью. Две рыбы не могут, десяток не может. Но при определенной численности большой косяк рыб уже справляется с задачей и двигается по градиенту от света к тени. И оказалось, что это тоже работает на очень простых правилах: во-первых, каждой рыбе нужно держаться от других на расстоянии, для нее комфортном, во-вторых, снижать скорость, попадая в тень, и ускоряться на свету. Попав в тень, косяк рыбок образует ту самую пробку: они начинают тормозить, двигаться хаотично. Как только свет появляется, они сразу ускоряются», — сообщил биолог завороженным его слайдами зрителям.
Исследования того, как животные двигаются в больших группах, называются изучением «роевого интеллекта» (swarm intelligence), отметил Яковлев: «Суть в том, что животные, двигаясь вместе, решают какую-то проблему, которая в принципе не решается одной особью. Группа приобретает новые способности, не доступные отдельным индивидам. Одна рыбка не может принять простое решение, но вместе с другими рыбками решает и более сложные задачи». Польза подобных исследований в том, что всё это переносится в математические модели и используется в самых разных сферах — в телекоммуникациях, робототехнике, логистике и даже при создании спецэффектов в кино (например, когда на компьютере нужно нарисовать правдоподобно выглядящую толпу).
Авторы самых интересных вопросов из зала, как и эксперты, получили подарки от партнеров «Разберем на атомы» — Яндекса и книжного магазина «Перемен» (экс-Uniqstore). Следующее ток-шоу пройдет в «Бродячей собаке» 24 октября.