«Разберём на атомы»: История шахмат, «Защита Лужина» и теория игр

Информационный центр по атомной энергии Новосибирска 25 февраля провел очередное научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы». Посетители кабаре-кафе «Бродячая собака» выслушали три мини-лекции, объединенные общей темой «Шахматы».
Об истории игры рассказал руководитель Лаборатории игр «Городского центра проектного творчества» Михаил Вершинин. Многим известно, что родиной современных шахмат была Индия, где в VI веке появилась игра чатуранга, но «её развитие не было линейным». Арабский вариант шатрандж проник в Европу и стал в итоге шахматами, в то время как в азиатских странах по сей день играют в очень похожие, но всё-таки различающие сёги (Япония), сянцы (Китай), ситтуйин (Бирма), макрук (Таиланд), чанги (Корея). Вершинин также рассказал, из чего изготавливались фигуры раньше, в каких странах и почему слона называют «епископом», когда появились шахматные нотации и к чему приводили все эти нововведения.
Доктор филологических наук, участница проекта «Открытая кафедра» Светлана Корниенко напомнила, как шахматы находили свое отражение в русской литературе. Одним из известных шахматистов был Наполеон в «Войне и мире»: «Шахматы поставлены, игра начнется завтра, — говорил персонаж Льва Толстого. — Дело всё в моих руках и голове, ясно и определенно». Роман «Защита Лужина» посвятил шахматам Владимир Набоков, прототипом главного героя сделав Александра Алехина, который играл вслепую на 32 досках. Корниенко отметила, что ни один шахматист в литературе так и не одержал победу, даже Бендеру в Васюках понадобилось сжульничать. Каждый игрок верил, что его разуму всё под силу, но победить случай он не мог.
Взгляд на шахматы с точки зрения теории игр предложил кандидат физико-математических наук, доцент кафедры статистики Новосибирского госуниверситета экономики и управления Артём Логачёв. По его словам, это некооперативная игра (шахматисты не могут объединяться, согласовывая действия) с полной информацией (каждый знает, как может сходить противник), с нулевой суммой (выигрыш одного игрока означает проигрыш другого) и с конечным числом позиций. Говоря о сражениях человека с компьютером, Логачёв сообщил, что уже просчитаны — и занимают 140 ТБ — все возможные окончания игры, при которых на доске остаётся семь фигур. По прогнозам ученых, все восьмифигурные окончания будут просчитаны к 2020 году.