«Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды Хеопса
22 января

«Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды Хеопса

Первое в 2016 году научно-популярное ток-шоу «Разберём на атомы» собрало 19 января полный зал. Новосибирцы захотели прийти в «Бродячую собаку» и послушать три мини-лекции о заблуждениях в мире науки, несмотря на 30-градусный мороз.

Кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии и права СО РАН Дмитрий Ушаков начал рассказ о заблуждениях в социогуманитарных науках с вопроса, который ему, первокурснику исторического факультета НГПУ, задал египтолог Александр Эдаков. «Кто построил египетские пирамиды?» Все привыкли отвечать, что их строили рабы. Первым об этом писал Геродот: дескать, в строительстве пирамиды Хеопса было задействовано больше 100 тысяч рабов, сменявших друг друга каждые три месяца.

Но откуда в Египте, который не участвовал тогда ни в каких войнах, было столько рабов? «Рабы для того времени были очень дорогостоящим товаром, — отметил Ушаков. — Рабами оставляли только тех пленных, у кого были какие-то особенные способности: например, музыкантов. Простого, обычного раба кормить никто не будет». Кроме того, логично, что врага-иноземца не допустили бы к постройке сакральных сооружений. Их строительством занимались сами египтяне, собиравшие для такого большого дела специальные общины. «Пирамиды построены рабами» — это одно из самых устойчивых заблуждений в истории.

«В учебниках истории встречаются однозначные оценки, но мы не задаемся вопросом, не заблуждаются ли авторы или они написали, как было. Оценки событий и роли личности в истории зависят не только от фактов, но и от смены эпох, субъективного мнения историка, от оценок социального окружения». Философ привел в пример Лаврентия Берию: многие считают его «самым мрачным символом сталинской эпохи», однако мало кто знает, что «с приходом Берии на пост главы НКВД масштабы репрессий сократились» или что именно он «после смерти Сталина инициировал реабилитацию арестованных по „делу врачей“ и другим подобным делам». По словам Ушакова, следует принимать к сведению как можно больше фактов, оценок и суждений, но при этом всегда нужно «правильно ставить вопрос и подсчитывать все „за“ и „против“». Напомнив залу песенку «Царь Николашка правил на Руси», он обратил внимание, что «история так и движется, от мифа к мифу, не замечаемые нами сегодня вещи с точки зрения другой эпохи переосмысливаются совсем иначе».

В конце своего выступления Дмитрий Ушаков, специализирующийся на этносоциологии, представил результаты социологических опросов, многие из которых удивили зрителей. На экране можно было увидеть, к примеру, разницу в соотношении антипатии и симпатии к другим народам у молодежи Новосибирска и Улан-Батора. Больше всего респонденты симпатизировали, конечно, самим себе. Второе место у улан-баторцев заняли русские, а у новосибирцев — французы. Россияне больше всего не любят цыган, а жители Монголии — китайцев. «Не надо предвзято относиться к статистике. Попробуйте сами этим заняться и что-нибудь подсчитать. И попробуйте соврать формулам», — предложил спикер, добавив, что социология создавалась на основе данных гуманитарных наук, но с использованием естественнонаучных методов.

«Заблуждения становятся заблуждениями не сразу, а когда мы оглядываемся и видим, что заблуждались. Пока же они — нормальная картина мира, и никто к ним не относится, как к заблуждениям», — сообщила кандидат биологических наук, ученый секретарь Института систематики и экологии животных СО РАН Ольга Березина, перечислив самые известные заблуждения в истории биологии. Например, самозарождение живых существ из неживой природы. Фламандский ученый XVII века Ван Гельмонт ставил в темное место горшок с грязной одеждой и зерном, через 21 день там появлялись мыши, и все считали, что мыши рождаются из зерна. «Ни у кого даже мысли не появлялось, что может быть не так. Пока итальянскому врачу Франческо Реди не пришло в голову проверить. Он взял два горшка с мясом, один закрыл крышкой, а другой — сеткой. Оказалось, что если мухи не попадают в мясо, то и личинки в нем не появляются».

Мыши и мухи — это понятно, но как быть с микроорганизмами? Молоко было закрыто, но прокисло. На хлебе появилась плесень. Прекрасное вино превратилось в помои. Из-за чего так случается? «Споры были такими жаркими, что Французская академия решила вручить премию тому, кто установит, могут самозарождаться микроорганизмы или нет. Премию в 1864 году получил Луи Пастер, предположивший, что микробы попадают в питательную среду из воздуха, и сумевший это доказать, — рассказала Березина. — Развенчивание этого заблуждения сыграло большую роль не только в науке, но и в обычной жизни. Появление асептики, антисептики, стерилизации и пастеризации позволило спасти миллионы людей, а также накормить их более качественной пищей».

Другие ученые в то же время полагали, что живое принципиально отличается от неживого тем, что обладает неким животворящим началом, жизненной силой (vis vitalis). Витализм как научное течение был сформирован немецким естествоиспытателем Тевираниусом. Его идею подхватили химики с биологами: «Заблуждения легко переходят из науки в науку». Шведский химик Берцелиус считал, что vis vitalis находится в органических молекулах, поэтому они «при небольшом количестве атомов выстраивают такие умопомрачительные конструкции, чего не могут неорганические молекулы». Но в 1824 году немецкий химик Вёлер впервые синтезировал мочевину из неорганического вещества, а очень скоро были синтезированы и другие кислоты и жиры. «Химики подтвердили, что никакой жизненной силы в химии нет, все соединения подчиняются законам науки».

«Первую непротиворечивую теорию эволюции предложил француз Ламарк. У него было два постулата — наследование приобретенных признаков и стремление к совершенству. По мнению Ламарка, животные, постоянно используя определенные органы, тренировали их, и возникавшие изменения передавались по наследству. Любой посетитель тренажерного зала скажет, что мышцы, конечно, развиваются, но детям это не передается», — пошутила биолог. Чарльз Дарвин немного модифицировал теорию Ламарка, заменив «стремление к совершенству» понятием «естественный отбор», но не возражал против тезиса о передаче изменений по наследству. «И только лишь современная синтетическая теория эволюции, уже основанная на понятиях генетики, сделала догму „приобретенные признаки не могут наследоваться“ центральной догмой неодарвинизма». Немецкий зоолог Вейсманн доказал, что крысы, которым купировали хвосты, не начали производить бесхвостых потомков, а значит, соматические клетки тела не могут передавать информацию половым клеткам.

Рассказ о заблуждениях был бы неполным без упоминания учения Трофима Лысенко. По словам Ольги Березиной, «положения мичуринской агробиологии были, скорее, ближе к средневековым понятиям, чем к уровню XX века», и отрицали все достижения биологии. В картине мира Лысенко приобретенные признаки наследовались, клетки были способны самозарождаться из неклеточной массы, а «путем особого воспитания организма можно было получить направленные наследуемые изменения». «Бог с ним, в науке очень много заблуждений, но это было подхвачено и выдвинуто в качестве государственной доктрины. А все другие теории советской генетики, которая формировалась в то время, — отвергнуты и объявлены ненаучными. Более того, начались репрессии: советская генетика как таковая фактически погибла вместе с ее представителями». Биолог подчеркнула, что «это был уже не научный спор, а борьба соционаучных систем — советская лысенковщина и буржуазный вейсманизм». Когда наука превращается в идеологию, это останавливает ее развитие.

Кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института ядерной физики СО РАН Антон Николенко обратил внимание на картину с Землей на черепахе и трех слонах, использованную в афише ток-шоу: «На самом деле, это наше заблуждение о том, как древние представляли устройство мира. Картинка восходит к древнеиндийским мифам, но это, скорее всего, аллегория. Совершенно не факт, что индусы думали, что мир буквально так устроен». Например, древние греки за 200 лет до нашей эры понимали, что Земля имеет шарообразную форму, а Эратосфен Киренский даже умудрился измерить ее радиус с потрясающей для его времени точностью (6287 км при известных нам 6371 км). «Более 2000 лет назад наши предки, которые умели наблюдать и думать, всё это знали. Не надо, пожалуйста, нести на них напраслину про черепах, слонов и прочие плоские земли!»

Заблуждения неизбежно возникают в жизни любого ученого, сообщил Николенко: «Мы собираем факты, ставим эксперименты и, обрабатывая полученные данные, выдвигаем огромное количество противоречивых гипотез. А затем начинаем подвергать их критике, проверять на совместимость и так далее. В конце концов, выживает одна, но настоящая. Заблуждения в науке не являются безусловным злом, это такой способ двигаться вперёд». По словам физика, у алхимиков всё было прекрасно со стадиями экспериментов и сбора фактов, но потом начинались мистические размышления с опорой на древние авторитеты и кажущимися сейчас смешными, но при тогдашнем уровне информированности вполне логичными аналогиями. При этом алхимия принесла немало пользы: она дала серьезный толчок развитию химии, люди в принципе учились ставить эксперименты, а изобретенный для этого инструментарий используется до сих пор.

Еще одним известным заблуждением была флогистонная теория горения, выдвинутая в 1667 году. Согласно ей, дрова горят, потому что из них вырывается огненная субстанция флогистон, содержащаяся в дереве и других веществах. Эта теория позволила объединить многие химические реакции и в целом положительно влияла на научный прогресс. Хотя возникали проблемы с дополнением её новыми данными. Почему, когда сжигаешь кусок металла, получающийся порошок тяжелее исходного металла? Значит, флогистон имеет отрицательную массу! «Так накапливались новые факты, которые всё больше загружали теорию. Она оказалась громоздкой и страшно неудобной, но просуществовала сто лет. А потом появился де Лавуазье с его кислородной теорией горения, понятной и логичной, и победил флогистон», — заключил спикер, признавшись, что решил обязательно упомянуть флогистон, потому что ему просто нравится это красивое слово.

Самым популярным заблуждением в науке XX века Антон Николенко назвал поиски внеземного разума, выбрав точкой отчета появление так называемого «парадокса Ферми». Создатель первого ядерного реактора Энрико Ферми в 1950 году задался вопросом: если внеземные цивилизации существуют, почему мы не наблюдаем какие-либо последствия их действий? Ученые и энтузиасты больше полувека старательно прослушивали Вселенную на предмет наличия инопланетян, но так ничего и не обнаружили. «Интерес к этой теме очень сильно угас, она финансируется всё меньше, но каждый и сегодня может поучаствовать в поиске. Специальная программа берет данные с крупнейшего в мире радиотелескопа, стоящего в Пуэрто-Рико. Это огромные массивы информации, которую нужно обрабатывать. Найдите в гугле „SETI@home“, скачайте себе на компьютер программное обеспечение, и он будет в фоновом режиме обсчитывать эти данные. Кто знает, может быть, когда-нибудь именно ваш компьютер различит сигнал от инопланетной цивилизации?» — улыбнулся физик.

Помимо заблуждений, в науке есть еще мифы, которые ее развитию особо не мешают, но и никак не помогают. Например, миф о яблоке, которое якобы упало Ньютону на голову, и он тут же придумал закон всемирного тяготения. «На самом деле, ничего подобного мы не найдем ни в дневниках Ньютона, ни в других источниках. Напротив, по его дневникам можно проследить, как именно он, год за годом анализируя работы Кепплера, приходит к формулировке своего закона». По словам Николенко, Ньютон был очень желчным и склочным человеком, плохо сходился с людьми и по-настоящему любил, пожалуй, лишь свою племянницу. Не исключено, что Ньютон однажды сам рассказал ей красивую сказку о яблоке. А девушка пересказала ее своему другу Вольтеру, благодаря которому история и начала свое путешествие по миру. Проникая даже в школьные учебники по физике.

Фотографии Веры Сальницкой

Фото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды ХеопсаФото к «Разберём на атомы»: Яблоко Ньютона, учение Лысенко и строительство пирамиды Хеопса