«Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ Новосибирска
30 апреля

«Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ Новосибирска

30 апреля в Информационном центре по атомной энергии в Новосибирске состоялась открытая лекция старшего научного сотрудника Института ядерной физики СО РАН Андрея Алексеевича Шошина. Кандидат физико-математических наук рассказал об участии новосибирских ученых в создании Большого адронного коллайдера и других международных научных проектах.

Андрей Шошин начал встречу с рассказа о том, что вообще исследуют сотрудники ИЯФ СО РАН: «Когда говорят „ядерная физика“, все себе представляют ядерные реакторы, на крайний случай бомбу. На самом деле ядерной физикой как таковой у нас занимается приблизительно 15 человек, а всего в институте работают 3000 человек. ИЯФ занимается физикой элементарных частиц и ускорителей, синхронным излучением и физикой плазмы. Поэтому мы можем свободно рассказывать о наших исследованиях, они не засекречены, и свободно выезжать за границу. Поэтому возможно и международное сотрудничество».

Много лет ИЯФ СО РАН изготавливает оборудование, устройства и установки по заказу зарубежных научных организаций. Иностранные ученые знают, почему надо обращаться к новосибирцам. Именно тут были разработаны первый в мире коллайдер ВЭП-1 и детектор КЕДР, «увеличенная версия» которого, детектор ATLAS, установлен сегодня на Большом адронном коллайдере. Первую ловушку для плазмы, удерживающую заряженные частицы с помощью магнитного поля, придумал академик Герш Будкер, основатель института, имя которого сейчас носит ИЯФ. Два из пяти существующих в мире коллайдеров (ВЭПП-2000 и ВЭПП-4) работают в Новосибирске: «Соответственно, можете оценить наш вклад в физику ускорителей».

«Физика элементарных частиц изучает как раз самые элементарные частицы. Протоны и электроны для нас не представляют особого интереса, — признался Шошин. — Гораздо больший интерес вызывают кварки и частицы, из них состоящие — всевозможные бозоны, мезоны и так далее. Вся таблица Менделеева собрана из двух элементов — u-кварков и d-кварков. Для того чтобы изучать интересные частицы, нужны коллайдеры. Они разгоняют частицы, сталкивают их, и из столкновения рождается что-то новое. Детекторы — многокомпонентные устройства, которые изучают, что же произошло в точке встречи».

В работе над детектором ATLAS участвовали 25 человек из ИЯФ СО РАН — прежде всего, они занимались разработкой очень сложного оборудования и специального программного обеспечения. Новосибирцы приняли непосредственное участие в поисках бозона Хиггса и считаются полноценными соавторами его открытия, заявил Андрей Шошин. Его лекция была выстроена по форме и содержанию так, что он не просто перечислил успехи института в области международного сотрудничества, но и объяснил ключевые явления и устройство приборов, о которых рассказывает.

«Пучок летящих частиц имеет одинаковый заряд, и по закону Кулона, про который вы, я надеюсь, слышали, они должны отталкиваться. Если вы предоставите пучок электронов самому себе, он тут же разлетится, и всё, ничего не будет. Чтобы это не происходило, его нужно всё время возвращать назад на орбиту, всё время фокусировать. Для этого созданы магнитные многополюсные системы. Они называются линзами, потому что воздействуют на пучок заряженных частиц, как воздействует стеклянная линза на пучок света. Качество магнитов, сделанных нами для Большого адронного коллайдера, оказалось настолько высоким, что руководство ЦЕРН наградило ИЯФ знаком „Золотой адрон“ как одного из лучших поставщиков», — отметил Шошин.

Магнитные системы для коллайдеров, вигглеры для генерации синхронного излучения, атомарные инжекторы для термоядерных исследований, квадруполи и секступоли для источника СИ третьего поколения ALBA, диагностические модули для токамака ITER — разработанное в Новосибирске оборудование есть на всех континентах, кроме Африки. «Но там в принципе ничье научное оборудование не установлено», — оговорился Андрей Шошин. Разработки ИЯФ можно встретить не только в научных институтах. На пунктах досмотра в аэропортах стоит система контроля «Сибскан», более безопасная в сравнении с флюорографией и УЗИ, а в аптеках можно купить тромбовазим — препарат с уникальными тромболитическими и противовоспалительными свойствами.

Что дает новосибирским ученым международное сотрудничество, помимо денег за контракты? «Это позволяет нам проводить исследования на самом переднем фронте науки. Ее финансирование в России, как известно, не очень большое, и участие в международных проектах позволяет, не выделяя огромные деньги, работать на установках мирового класса. Самим работать — не так, что мы отправили магниты, а вы делайте с ними, что хотите, — подчеркнул Шошин. — Технологии, которые используются при строительстве новых установок, мы потом проецируем на свои установки и строим их на деньги от контрактов по самым современным стандартам. Положительный имидж ИЯФ в мире способствует тому, что мы получаем новые контракты. Чем известнее ваша фирма становится, тем чаще у вас покупают оборудование. Ну и, конечно, большое количество публикаций в лучших научных журналах мира — вам может показаться, что это неважно, а для нашего правительства это один из способов измерить эффективность науки».

Завершил свою лекцию Андрей Шошин «минуткой рекламы», предложив собравшимся в ИЦАЭ школьникам в будущем выбрать ИЯФ местом работы. «Есть один минус большой — придется много учиться. Чтобы стать ученым, нужно 11 лет учиться в школе, сдать ЕГЭ, поступить в хороший университет, шесть лет учиться там, четыре года в аспирантуре, и только после этого станете младшим научным сотрудником. Всего 21 год, — резюмировал лектор. — Хотя ученый на самом деле учится всю жизнь, и это оборотная сторона нашей возможности неограниченного профессионального роста».
Фото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ НовосибирскаФото к «Ученый учится всю жизнь»: Лекция о достижениях ИЯФ СО РАН прошла в ИЦАЭ Новосибирска