ИЦАЭ и «Старый дом» показали учителям «Элементарные частицы»
Информационный центр по атомной энергии Новосибирска в преддверии Недели высоких технологий и технопредпринимательства договорился с государственным драматическим театром «Старый дом» о бесплатном посещении учителями, сотрудничающих с центром, постановки «Элементарные частицы». Премьера спектакля Семена Александровского по пьесе Вячеслава Дурненкова состоялась 21 ноября 2014 года.
«Элементарные частицы» посвящены истории и мифологии Академгородка. Основой для пьесы стали разговоры с местными жителями, книги и архивные документы. Спектакль начинается с обсуждения «проекта «Академгородок»»: каким он должен быть, как будут жить, работать, отдыхать в тайге ученые. Кажется, что автор просто заменил прошедшее время у глаголов в исходных текстах, но основатели всё равно выглядят идеалистами, а их проект — настоящей утопией. Тем больнее разрушение веры в «светлое будущее»: вторая часть «Частиц» рассказывает о «Письме 46-ти», подписанном новосибирскими учеными в поддержку «диссидентов» в начале 1968 года, и травле, которой подверглись подписанты, обвинённые в «идеологической диверсии». «Чем заканчиваются утопии, мы с вами знаем. Придет энтропия, — напоминает драматург. — Но как это происходит?»
Учителей не смутила необычность и современность постановки. Каждый из них нашел, что выделить для себя в увиденном. «Это актуальный спектакль про то, к чему приводят дерзкие замыслы по социальному устройству, — заявил заместитель директора по ИКТ образовательного центра «Горностай» (гимназия №6) Вадим Олегович Полюга. — Я бы рекомендовал его к просмотру каждому жителю современного Академгородка».
«Я считаю, этот спектакль нужно показать старшеклассникам, чтобы они знали историю нашего Академгородка. Конечно, стоит знать предысторию, и хорошо, что нам на входе выдали листочки с аннотацией. Единственный минус — чёрные декорации. Хотелось бы для глаза какую-то цветовую гамму посветлее, — призналась учитель физики СОШ №202 Елена Викторовна Бугримова. — И еще: в спектакле говорится о бардах, — но не хватило какой-нибудь их мелодии. Хотя звуковые эффекты в виде дождя сделаны очень хорошо».
«Удивившая в первой сцене статичность через некоторое время пропала и перенесла меня из зрительного зала в компанию сидящих на сцене «мечтателей». Замена оптимистичности драматичностью в сцене под проливным дождем усилила эффект впечатления, — отметил учитель физики гимназии №10 Михаил Николаевич Сыроквашин. — Но спектакль оставляет надежду на то, что, пока будут такие «мечтатели», у науки есть будущее».