«Эндемичное искусство»: в ИЦАЭ Новосибирска обсудили связь технологий и творчества
11 марта

«Эндемичное искусство»: в ИЦАЭ Новосибирска обсудили связь технологий и творчества

Открытая лекция «Как наука и технологии влияют на восприятие» состоялась 11 марта в Информационном центре по атомной энергии в Новосибирске в рамках Всероссийской школьной Недели высоких технологий и технопредпринимательства. Художник и куратор Антон Карманов рассказал, как за последние столетия изменялись процессы создания и восприятия произведений искусства в зависимости от освоения технических средств.

В основу своего выступления Антон Карманов заключил три тезиса. Искусство и наука распознают код реальности. Доступ к коду позволяет им манипулировать. Технологии закрепляют доступ к невидимому в видимом. Лекция была посвящена работе художников с техническими средствами (кодирование реальности) и с восприятием их произведений зрителем (раскодирование).

Первыми и простейшими устройствами, позволившими человеку играть с изображением, кодируя его на плоскости, лектор назвал камеру-обскуру и «волшебный фонарь», которые стали предками современных фотоаппарата и кинокамеры. Камеру-обскуру использовали в своем творчестве Леонардо да Винчи и Ян Вермеер, и последний, по словам Карманова, «вообще доверился камере-обскуре до безобразия, поэтому все линии у него размытые».

Особое внимание Карманов уделил картине Ганса Гольбейна «Послы», где на переднем плане изображен череп, увидеть который можно, лишь посмотрев с близкого расстояния под особым углом. Лектор упомянул и известные работы «Движение лошади» фотографа Эдварда Мейбриджа и «Обнаженная, спускающаяся по лестнице» художника Марселя Дюшана, которые, по его мнению, также «сильно повлияли на историю искусства с точки зрения большего доверия к техническим средствам».

Современные технологии позволяют художникам радикально и при этом просто экспериментировать с визуальным искусством, будь то видео-арт или глитч-культура. «Цифровое изображение записывается цифрами. Если, например, при раскодировании изменить длину строки, код останется тем же, но его визуальное представление существенно изменится», — отметил Антон Карманов, демонстрируя на экране один яркий пример за другим завороженной аудитории.

Заключительную часть лекции Карманов посвятил воркшопу «Академгородок», который он проводил вместе с немецким художником Маркусом Хоффманом в апреле 2014 года на базе новосибирского технопарка и исследовательских институтов СО РАН. Архитекторы, дизайнеры, музыканты и художники четыре дня искали общий язык между наукой и искусством, между технологиями и творчеством. Результатами воркшопа стали «Радио ядерного резонанса» («первое интернет-радио, где можно слушать молекулы»), компьютерная игра-«бродилка», разработанная под впечатлением от коридоров Института ядерной физики СО РАН, и другие необычные проекты.

Лектор напомнил слушателям, что эндемичные растения и животные встречаются только на определенной территории (например, байкальский омуль живет только в Байкале), и предложил оперировать в работе термином «эндемичное искусство». «Мне на самом деле кажется, что я занимаюсь искусством, основанным на технологиях, потому что я „завис“ в Новосибирске, в городе, так сильно связанном с наукой», — признался Антон Карманов.

Напомним, Неделя высоких технологий и технопредпринимательства проходит в российских городах с 9 по 15 марта при поддержке Росатома, Роснано и РОСКОСМОСа под эгидой Минобрнауки РФ. Региональным координатором в Новосибирске выступает Информационный центр по атомной энергии.

 
Фото к «Эндемичное искусство»: в ИЦАЭ Новосибирска обсудили связь технологий и творчестваФото к «Эндемичное искусство»: в ИЦАЭ Новосибирска обсудили связь технологий и творчестваФото к «Эндемичное искусство»: в ИЦАЭ Новосибирска обсудили связь технологий и творчестваФото к «Эндемичное искусство»: в ИЦАЭ Новосибирска обсудили связь технологий и творчестваФото к «Эндемичное искусство»: в ИЦАЭ Новосибирска обсудили связь технологий и творчестваФото к «Эндемичное искусство»: в ИЦАЭ Новосибирска обсудили связь технологий и творчестваФото к «Эндемичное искусство»: в ИЦАЭ Новосибирска обсудили связь технологий и творчестваФото к «Эндемичное искусство»: в ИЦАЭ Новосибирска обсудили связь технологий и творчестваФото к «Эндемичное искусство»: в ИЦАЭ Новосибирска обсудили связь технологий и творчестваФото к «Эндемичное искусство»: в ИЦАЭ Новосибирска обсудили связь технологий и творчества