«Вокруг только океан»: Гости ИЦАЭ увидели Атлантику глазами Василия Костикова

Младший научный сотрудник Института гидродинамики им. М. А. Лаврентьева СО РАН Василий Костиков рассказал собравшимся вечером 21 октября в Информационном центре по атомной энергии в Новосибирске о своем участии в океанологической экспедиции на борту научно-исследовательского судна «Академик Сергей Вавилов».
В ежегодных экспедициях в качестве научного сотрудника Костиков участвовал трижды, выходя в Атлантический океан на «крупнейшем и лучшем» из кораблей научного флота РАН. В свободное от научной деятельности время некоторые суда возят в Арктику и Антарктику богатых американских туристов, и «во многом благодаря тому, что корабль используется как круизное судно, у нас до сих пор есть наука океанология».
Задача экипажа «Академика Сергея Вавилова» — исследовать придонные течения. Они образуются, когда льды Антарктиды тают, и холодная вода, как более тяжелая, начинает опускаться на дно океана. Протекая через расщелины в горах, разделяющих котловины на дне океана, она становится теплее и поднимается вверх. Получается, что холодная вода в Атлантике течет с юга на север по дну, а теплая — с севера на юг по поверхности океана. Участники экспедиции в день делают несколько замеров, вычисляя глубину, температуру, проводимость, скорость движения и амплитуду подводных волн.
«Изучая придонные течения, мы изучаем отопительную систему планеты. Зачем для этой работы нужны математики? Мы помогаем океанологам понять, что же там происходит, с помощью формул и моделей, объясняющие подводные процессы». Ученый признался, что всё то, чем он занимался непосредственно на корабле, «мало похоже на науку, больше на суровую работу: всё время приходится что-то таскать, тянуть, красить, мыть. Сама наука начинается, когда мы возвращаемся в теплые кабинеты и приступаем к анализу данных».
Костиков добавил, что его две недели в океане не стоит воспринимать как романтическое путешествие. «Условия, в которых ты живешь, очень тяжелые. И вообще, только кажется, что это круто — сидишь себе и смотришь на волны. На самом деле, это настоящий «День сурка»». Вокруг один лишь океан. Каждый твой день похож на предыдущий. Не всем такое придется по душе». Вместе с тем он призвал всех поступать в университет и становиться учеными: «Занимаясь наукой, вы работаете не на дядю, а на себя — и на человечество».
Стоит отметить, что кандидат физико-математических наук Василий Костиков не только работает в Институте гидродинамики имени Лаврентьева («Я был в ИГиЛ, еще когда это не было мейнстримом») младшим научным сотрудником, но еще и преподает студентам теоретическую механику и занимает должность заместителя декана по первому курсу на механико-математическом факультете НГУ: «Все обычно удивляются, как это у нас такой молодой замдекана, а я смущаюсь и уже думаю, не отрастить ли мне бороду». Кроме того, Костиков увлекается яхтенным спортом («Пока не вышел первый раз в океан, думал, что знаю, что такое качка») и играет на виолончели: «Я просился на лебёдку, а мне говорили: «Василий, ты же музыкант, тебе надо руки беречь»». Сам себя музыкантом не могу назвать. Мне кажется, это право надо заслужить».
Ученый сопровождал свой рассказ об Атлантическом океане фотографиями, сделанными во время экспедиций — погружение исследовательского зонда, будни членов экипажа, от работы с приборами до лепки пельменей, пойманный Василием кальмар, шуточный обряд посвящения при первом пересечении экватора, прибытие «Академика Сергея Вавилова» в столицу Уругвая Монтевидео, бесконечно красивые океанские закаты. Гостей Информационного центра по атомной энергии особенно впечатлил мини-фильм на музыку Бедржиха Сметаны, смонтированный из видеороликов, снятых Костиковым на айфон.